Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса ДОО
Целью психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка.
Основные принципы:
- приоритет интересов ребенка;
- принцип сотрудничества с семьей ребенка;
- принцип конфиденциальности;
- принцип последовательности;
- принцип личностно-ориентированной модели взаимоотношений педагогов с детьми;
- принцип создания специально организованной педагогической среды.
Основные задачи:
1.Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
2.Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
3.Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
4.Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
5.Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
6.Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОО.
7.Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
8.Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОО и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Основные направления деятельности:
1. Психодиагностика.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
- Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
- Изучение индивидуальных особенностей детей.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
2. Психопрофилактика.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
- Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды при поступлении ребенка в ДОО.
- Своевременное выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога.
- Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.
- Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
- Обучение детей способам саморегуляции.
- Тренинги для педагогов для профилактики синдрома профессионального выгорания.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы с целью формирования интегративных качеств.
- Проведение занятий с детьми по развитию познавательной и коммуникативной сферы.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с элементами игровой терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии с детьми, проявляющими агрессивное поведение, гиперактивность, тревожность.
4. Психологическое консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Тематика проводимых консультаций осуществляется в пределах профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО.
- Разработка рекомендаций педагогам и родителям с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО в интересах ребенка.
- Консультирование по развитию и воспитанию детей в семье.
- Консультирование по проектированию развивающего пространства.
5. Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей
- Тренинги повышения социально-коммуникативной и психолого-педагогической компетентности педагогов.
- Психологический практикум для родителей на родительских собраниях во всех возрастных группах.
- Проведение тренингов эффективного общения с детьми для родителей.
- Размещение методических рекомендаций, памяток по развитию и воспитанию детей в информационных уголках и на сайте ДОО.