Попова Олеся Сергеевна

Игровые занятия с детьми дома.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ


Главная трудность, которая подстерегает маленького ребенка при поступлении в дошкольное учреждение, – это взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Процесс налаживания взаимоотношений связан с общением, а это речевая деятельность. Качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения, о чем свидетельствуют результаты исследований Д. Б. Эльконина, А. С. Выготского, А. М. Аркина, А. М. Гвоздева, А. Г. Арушановой, С. М. Мироновой, Н. Д. Ватутина, А. М. Гвоздева и др. Потребность в общении, освоение предметных действий требуют собственного активного совершенствования речи ребенка. На основе речи развиваются обобщение, символическая функция мышления, т. е. способность к замещению реальных предметов и действий предметами-заместителями и языковыми знаками.

Взрослый для ребенка – неисчерпаемый источник положительных эмоций, интересных впечатлений, игр, в которых более важную роль играет слово. Стремясь к контакту со взрослым, обладанию предметами и игрушками, ребенок откликается на побуждение использовать слово для достижения этих целей, инициативно высказывается сам.

В адаптационный период с целью возникновения любых доступных ребенку речевых проявлений и вокализаций с детьми необходимо проводить игры по рассматриванию игрушек, предметов, выполнять игровые действия с предметами, которые обозначаются словом. В первые дни пребывания в дошкольном учреждении у ребенка происходит резкое понижение речевой активности (стрессовое состояние), и только терпимость и желание взрослого помогут ребенку овладеть речью и наладить общение с окружающими. Играя с ребенком, мы повышаем не только его речевую, но и психическую активность.

Задачи:

1. Побуждать детей к игровым действиям через словесное общение, осознанно воспринимать речь взрослого, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции.

2. Активно пользоваться звукоподражаниями.

3. Пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению взрослого, так и по собственной инициативе.



«Похлопаем! Потопаем!»


Ребенок стоит перед взрослым. Не спеша, хлопая (топая) на каждый слог в ладоши, вместе со взрослым повторяет:

Хло-пай! Хло-пай! Поскорее!

Хло-пай! Хло-пай! Веселее!

Да-да-да! Да-да-да!

То-пай! То-пай! Поскорее!

То-пай! То-пай! Веселее!

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Игра повторяется 2–3 раза



м