Попова Олеся Сергеевна

Рекомендации  для родителей.

Четыре основных причины серьезных

нарушений поведения детей


Первая – борьба за внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.

Знаменитое требование «я сам» 2-3 летнего малыша сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им ставится особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний, опасений. Родители считают, что приучать детей к порядку.

Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность.

Третья причина – желание отомстить.

Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; родители постоянно ссорятся…

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание.

Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!».

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребенка могут не сложиться отношения в группе, а следствием будет апатия на занятиях.

Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».


Как отучить ребенка ругаться нецензурными словами.


 Дети получают образование не только во время занятий в детском саду. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.
Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам. И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры. Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом. Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Практические советы

«Я – сам, и я – как вы!»

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться. Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.
1. Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Родители, продолжаите следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых!!!
2. Воспитательные фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – поступаешь плохо» лучше перенести на «он – поступает плохо».

Например: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К этому возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы.
Нецензурная брань как речевой навык.

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

 Нецензурная брань как слова-связки.

Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, что такие слова не подходят приличным детям. Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев.

 Можно опираться и на известные образцы речи положительных героев мультфильмов и сказок, известных ребенку. Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Нецензурная брань как  манипуляции.

 Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель. Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли Ютуб и ТикТок детские каналы и чтение полезных сказок на ночь? В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

«Нехорошие слова - Доктор Комаровский».

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ


Главная трудность, которая подстерегает маленького ребенка при поступлении в дошкольное учреждение, – это взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Процесс налаживания взаимоотношений связан с общением, а это речевая деятельность. Качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения, о чем свидетельствуют результаты исследований Д. Б. Эльконина, А. С. Выготского, А. М. Аркина, А. М. Гвоздева, А. Г. Арушановой, С. М. Мироновой, Н. Д. Ватутина, А. М. Гвоздева и др. Потребность в общении, освоение предметных действий требуют собственного активного совершенствования речи ребенка. На основе речи развиваются обобщение, символическая функция мышления, т. е. способность к замещению реальных предметов и действий предметами-заместителями и языковыми знаками.

Взрослый для ребенка – неисчерпаемый источник положительных эмоций, интересных впечатлений, игр, в которых более важную роль играет слово. Стремясь к контакту со взрослым, обладанию предметами и игрушками, ребенок откликается на побуждение использовать слово для достижения этих целей, инициативно высказывается сам.

В адаптационный период с целью возникновения любых доступных ребенку речевых проявлений и вокализаций с детьми необходимо проводить игры по рассматриванию игрушек, предметов, выполнять игровые действия с предметами, которые обозначаются словом. В первые дни пребывания в дошкольном учреждении у ребенка происходит резкое понижение речевой активности (стрессовое состояние), и только терпимость и желание взрослого помогут ребенку овладеть речью и наладить общение с окружающими. Играя с ребенком, мы повышаем не только его речевую, но и психическую активность.

Задачи:

1. Побуждать детей к игровым действиям через словесное общение, осознанно воспринимать речь взрослого, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции.

2. Активно пользоваться звукоподражаниями.

3. Пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению взрослого, так и по собственной инициативе.



«Похлопаем! Потопаем!»


Ребенок стоит перед взрослым. Не спеша, хлопая (топая) на каждый слог в ладоши, вместе со взрослым повторяет:

Хло-пай! Хло-пай! Поскорее!

Хло-пай! Хло-пай! Веселее!

Да-да-да! Да-да-да!

То-пай! То-пай! Поскорее!

То-пай! То-пай! Веселее!

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Игра повторяется 2–3 раза



м