• +7 (473) 248-78-65
Воронеж, Авиастроителей наб, 30

Психолого-педагогическое сопровождение


Психолого-педагогическое сопровождение

образовательного процесса ДОО

Целью психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка.

Основные принципы:

  • приоритет интересов ребенка;
  • принцип сотрудничества с семьей ребенка;
  • принцип конфиденциальности;
  • принцип последовательности;
  • принцип личностно-ориентированной модели взаимоотношений педагогов с детьми;
  • принцип создания специально организованной педагогической среды. 

Основные задачи:

1.Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.

2.Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

3.Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.

4.Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

5.Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

6.Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОО.

7.Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.

8.Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОО и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

 

Основные направления деятельности:

1. Психодиагностика.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

  • Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  • Изучение индивидуальных особенностей детей.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

2. Психопрофилактика.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды при поступлении ребенка в ДОО.
  • Своевременное выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога.
  • Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.
  • Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
  • Обучение детей способам саморегуляции.
  • Тренинги для педагогов для профилактики синдрома профессионального выгорания.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.

  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы с целью формирования интегративных качеств.
  • Проведение занятий с детьми по развитию познавательной и коммуникативной сферы.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с элементами  игровой терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии с детьми, проявляющими агрессивное поведение, гиперактивность, тревожность.

4. Психологическое консультирование.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Тематика проводимых консультаций осуществляется в пределах профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО.

  • Разработка рекомендаций педагогам и родителям с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.
  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО в интересах ребенка.
  • Консультирование по развитию и воспитанию детей в семье.
  • Консультирование по проектированию развивающего пространства.

5. Психологическое просвещение.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей

  • Тренинги повышения социально-коммуникативной и психолого-педагогической компетентности педагогов.
  • Психологический практикум для родителей на родительских собраниях во всех возрастных группах.
  • Проведение тренингов эффективного общения с детьми для родителей.
  • Размещение методических рекомендаций, памяток по развитию и воспитанию детей в информационных уголках и на сайте ДОО.

 

Смотреть схему